Консультация специалистов
vstom.ru
остались вопросы? давайте мы вам перезвоним!
Главная -> Медицина -> Распространенность и особенности стоматофобии у школьников 5-11 классов

Распространенность и особенности стоматофобии у школьников 5-11 классов

Распространенность и особенности стоматофобии у школьников 5-11 классов

 

УДК 616.31-053.5:616.89-008.441.1

Волгоградский государственный медицинский университет,

кафедра стоматологии детского возраста

Научный руководитель: д.м.н., проф. Е. Е. Маслак

Введение. Страх детей и взрослых перед стоматологическим лечением является серьезной проблемой стоматологии (Лунева Н.А., 2001; Михайлова М.А., 2006; Васянина А.А., 2008). Напряжение и тревога, боязнь предстоящего лечения, формирующиеся в детском возрасте, могут стать главной причиной отказа взрослых от посещения стоматолога.

Цель исследования: изучение распространенности и особенностей стоматофобии у школьников 5-11 классов.

Материал и методы. Кроссекциональное исследование проблемы стоматофобии было проведено у 283 школьников 5-11 классов двух общеобразовательных школ (г. Волжский и г. Волгоград) методом анкетирования. Детям было предложено ответить на 11 открытых и полуоткрытых вопросов анкеты, которые касались частоты посещения стоматолога, причин отсрочки визита, поведения на приеме, отношения к зубной боли и др. Анкетирование было добровольным, ни один школьник не отказался от участия в исследовании.

Результаты и обсуждение. Установили, что большинство школьников посещали стоматолога ежегодно, один или два раза в год (34,7 % и 38,5 % ответов соответственно). Однако достаточно большое количество детей посещали стоматолога один раз в 2-3 года (19,3 %), а 7,5 % школьников вообще пренебрегали визитами к врачу. При появлении зубной боли только 42,6 % детей сразу направлялись к врачу. Остальные пытались лечиться дома (30,2 %) или просто терпели боль «до последнего» (27,2 %), посещая врача лишь при крайней необходимости.

Среди причин откладывания визита к стоматологу дети чаще всего называли боязнь врача или отсутствие времени (29,0 % и 35,0 % ответов соответственно). Самостоятельно записывались на прием к стоматологу 39,4 % детей, 31,3 % шли на прием по вызову школьного стоматолога, а 29,3 % детей отметили, что идти к стоматологу их заставляли родители. На приеме у стоматолога школьникам больше всего не нравились звук бормашины и специфический запах (23,5 % и 20,9 % ответов), уколы и инструменты (14,1 % и 12,7 %). Лишь треть (34,4 %) школьников сообщили, что ведут себя спокойно во время приема у стоматолога, почти половина (48,0 %) детей немного нервничали, а 17,3 % сильно нервничали. При этом наибольшее раздражение у детей вызывал звук бормашины (49,0 % ответили, что они немного раздражаются, 28,6 % – сильно раздражаются). Две трети детей (67,0 %) предпочитали лечиться с применением анестезии, однако многие (33,0 %) сообщили, что боятся уколов больше, чем лечения зубов, и предпочитают терпеть боль. Дети, как правило, не предпринимали никаких мер, чтобы чувствовать себя спокойнее на приеме у стоматолога (42,0 % ответов). Заранее принимали успокаивающие препараты всего 4,0 % респондентов, отвлекались музыкой во время процедур 7,0 %.

Несмотря на множество негативных эмоциональных компонентов стоматологического лечения, большинство детей считали, что стоматолог относится к ним дружелюбно (69,9 % ответов). Анализ ответов на специальные вопросы о самочувствии детей перед ожиданием различных стоматологических процедур показал, что наибольшую тревогу вызывало предстоящее «сверление» зуба – 45,7 % ответов, однако и перед простой чисткой зубов сильное волнение испытывали 29,6 % школьников. Даже мысль о предстоящем завтра визите вызывала выраженное беспокойство у 22 % респондентов, а ожидание в приемной у стоматолога приводило в трепет 25 % детей.

Выводы. Почти у 30 % школьников 5-11 классов выявлены признаки стоматофобии, выражавшиеся в попытке избежать визита к врачу даже при зубной боли (27,2 %) и осознаваемом страхе перед посещением стоматолога (29,0 %). Наибольшее волнение у школьников вызывало предстоящее «сверление» зуба (45,7%), а звук бормашины сильно раздражал 28,6 % детей. Снижению стоматофобии у детей будет способствовать внедрение дружелюбных методов лечения, включающих безмашинное и безболезненное препарирование кариозных полостей.

Литература.

1. Васянина А.А. Лечение зубов у детей с негативным отношением к стоматологическим манипуляциям: автореф. дис. … канд. мед. наук. – СПб., 2008. – 17 с.

2. Лунева Н.А. Эффективность образовательной программы в профилактике стоматологических заболеваний у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Волгоград, 2001. – 22 с.

3. Михайлова М.А. Социологические методы изучения взаимосвязи стоматологического и общего здоровья студентов вузов: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Волгоград, 2006. – 26 с.

Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины:

Материалы 67-й открытой научно-практической конференции молодых ученых

и студентов с международным участием. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2009. –

364 с.

Стоматофобия, детская стоматология.

  • Нравится
К прочтению Особенности морфометрических параметров головы у лиц 17-25 лет со сформировавшемся ортогнатическим прикусом постоянных зубов Показатели системы минерализации зубов у детей подросткового возраста Оценка состояния гигиены полости рта у старшеклассников в течение пяти лет после окончания проведения образовательной программы профилактики Кариес зубов и потребность в стоматологической помощи у детей школьного возраста Химические свойства современных традиционных стеклоиономерных цементов  

Закажи консультацию стоматологов бесплатно