г. Волгоград. Волгоградский государственный медицинский университет.
Кафедра стоматологии детского возраста.
Социальная и психологическая реабилитация пациентов с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области — актуальная проблема в системе их комплексного лечения. Исследования основных показателей здоровья таких детей позволит расширить представление о влиянии данного порока на качество жизни детей.
Цель исследования. Изучение нервно-психического состояния детей с врожденной патологией лица и их родителей.
Материалы и методы. Были изучены показатели, отражающие развитие биологических и социальных функций растущего организма. С помощью подросткового варианта опросника Айзенка были обследованы дети 9-13 лет с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области (ВПРЧЛО) - основная группа, и дети соответствующего возраста без врожденной патологии - группа сравнения.
Результаты и обсуждение. Полученные данные показали, что дети основной группы по сравнению с детьми без врожденной патологии имели статистически значимые (р0,05), а в группе сравнения наоборот преобладали экстравертированные реакции (у 43,3% детей против 16,7% с интровертированными р<0,05). Число детей с низкими показателями нейротизма (т.е. эмоционально устойчивых) в основной группе было 23,3% против 26,7% в группе сравнения, в то же время, детей с высокими показателями нейротизма (с выраженной эмоциональной неустойчивостью) в основной группе было 30%, а в группе сравнения – 13,3% (р<0,05).
Таким образом, для детей с ВПЧЛО характерны: меньшая общительность, повышенная тревожность и неуверенность в себе, недовольство собой и окружающим миром, пассивность и напряженность поведения, ригидность со склонностью копаться в собственных переживаниях и ощущениях, повышенная чувствительность к психогенно травмирующим ситуациям, предрасположенность к вегетативным дисфункциям.
В рамках комплексного психологического исследования были тестированы матери детей с ВПЧЛО (I). Эти матери были разделены на 2 подгруппы - матери еще не оперированных детей (II) и матери детей после операции (III). Группу сравнения составили матери детей, не имеющих врожденных пороков (IV). Обследованные женщины были практически одного и того же возраста и за исключением состояния здоровья своих детей и связанных с этим переживаний, характеризовались схожими негативными социально-психологическими переживаниями.
Было выявлено, что матери детей 1 группы отличались более низким уровнем нервно-психического здоровья: лишь у 3 человек из них (6,2±3,49%) не было выявлено признаков невротизации, в то время как среди матерей детей без врожденной патологии таких женщин было 10 (25±6,25%); р0,05).
Анализ качественной структуры невротизации показал, что в обеих группах выраженность показателей, характеризующих астению и ипохондрию, была одинаковой, а более высокий уровень невротизации в группе I вызывался депрессивными и тревожными переживаниями, связанными в первую очередь, с наличием порока у их детей.
После проведенной операции отмечается отчетливая тенденция к улучшению их нервно-психического здоровья - увеличивается количество женщин без признаков нервно-психических нарушений и уменьшается с невротическими состояниями, тем не менее, в группе сравнения аналогичные показатели остаются более лучшими (р>0,05). После операций у матерей наблюдается уменьшение депрессивности (р0,05), однако остаются повышенными, по сравнению с аналогичными показателями в группе сравнения, уровня их депрессивности (р>0,05) и тревожности (р<0,01).
Вывод. Проведенное психологическое обследование выявило у матерей детей с пороками развития лица высокий уровень невротизации за счет депрессивных и тревожных расстройств. Подобные негативные психологические проявления отмечались не только до корригирующих операций, но и после, хотя и в меньшей степени.
Полученные данные подтвердили целесообразность организации мероприятий по психологической и социальной адаптации не только детей с пороками развития лица, но и их родителей, цель которых – уменьшение угрозы социализации общества.
врожденная патология лица, врожденные пороки ЧЛО
Актуальные вопросы современной стоматологии: Материалы конференции, посвященной 75-летию Волгоградского государственного медицинского университета, 45-летию кафедры терапевтической стоматологии и 40-летию кафедры ортопедической стоматологии / Под общ. ред. акад. В.И. Петрова. – Волгоград: ООО «Бланк», 2010. – 248 с.: илл. – Том № 67.