Консультация специалистов
vstom.ru
остались вопросы? давайте мы вам перезвоним!
Главная -> Медицина -> К вопросу изучения комплаентности стоматологического пациента

К вопросу изучения комплаентности стоматологического пациента

К вопросу изучения комплаентности стоматологического пациента

г.Волгоград. Волгоградский государственный медицинский университет.

Кафедра терапевтической стоматологии.

В медицинской этике, проблема автономии пациента наиболее часто обсуждается в терминах информированного согласия, концепции, которая относится и к свободному, и добровольному согласию пациента на лечение, также как и на последующие процедуры и критерии, которые будут удовлетворены, чтобы гарантировать это согласие. Информированное согласие, прежде всего, рассматривается как важное средство для достижения цели автономии пациента или самоопределения. Brock, D. (1987), Wear, S. (1993) рассматривают благодеяние или здоровье пациента одинаково важным принципом в оправдании информированного согласия. Помимо защиты автономии пациента и содействия здоровью пациентов Brock D., Kimsma, G.K. упоминают некоторые другие функции или эффекты информированного согласия, такие как возможность принятия рациональных решений, стимулирование самокритики среди врачей, защита предметов исследования и сокращение медикализации.

На наш взгляд помимо перечисленных достоинств информированного согласия есть еще одно, которое касается заинтересованности и ответственности пациента стоматологической практики за выполнение регламента лечения. В этом плане подчеркивается и важность его участия в лечебном процессе, и выполняется принцип уважения его автономии вне зависимости от социального статуса. Таким образом, пациенту предоставляется возможность чувствовать себя соучастником терапевтического альянса. В дальнейшем, получая подробную и необходимую информацию от врача о заболевании, методах лечения, прогнозе и рисках, а также возможных последствиях отказа от вмешательства пациент осознает важность и самой болезни и необходимости ее лечения. Конечно, уровень осознания будет зависеть и от компетентности пациента, и от умения врача предоставить информацию в доступной форме. Этому этапу взаимодействия между врачом и пациентом необходимо уделять особое внимание, так как именно в данный момент идет формирование мотивации к преодолению болезни и комплаентному поведению в ходе лечения. Только при условии достаточного понимания со стороны пациента всех этапов лечения, врачу можно рассчитывать на осознанное и точное выполнение всех назначений и рекомендаций.

Несмотря на то, что сегодня в стоматологической практике не существует единого стандарта информированного согласия, имеются разные точки зрения на его целесообразность, необходимость в его существовании продиктовано современными социальными, экономическими, правовыми и этическими требованиями.

Эффективность терапевтического альянса, где врач и пациент имеют одну цель – борьбу с болезнью, во многом определяется отношением самих врачей к проблеме комплаентности. Что, по мнению врачей-стоматологов, помогает настроить пациента на ответственное отношение к лечению? Что снижает его эффективность? Ответы на данные вопросы помогут практическому врачу скоординировать свои действия в процессе оказания стоматологической помощи.

Поэтому важной частью нашего исследования стало выяснение мнения врачей – стоматологов о факторах, определяющих комплаентное поведение пациентов во время лечения и возможных механизмах его улучшения. Исследование проводилось методом экспертного опроса врачей – стоматологов или методом фокус – группы, который относится к качественным методам сбора информации и базируется на использовании эффекта групповой динамики. В данной ситуации использовалась групповая дискуссия под руководством модератора. Участниками дискуссии стали врачи городских стоматологических поликлиник Волгограда. Группа состояла из 10 врачей.

Возраст участников беседы соответствовал реальной возрастной дисперсии лечебно профилактических учреждений региона: от 23 до 35 лет – 5 человек (50%), от 36 до 45 лет – 4 человека (40%), старше 45лет – 1 человек (10%). Респонденты представляли профессиональные группы: терапевты –7 человек (70%), ортопеды – 2 человека (20%) хирург – 1 человек (10%) . Стаж работы по специальности: до 5 лет – 4 человека (40%), до 10 лет – 4 человека (40%), более 10 лет – 2 человека (20%).

В ходе беседы доминирующими были высказывания о низкой мотивации пациентов, как к профилактике, так и к лечению стоматологических заболеваний. В основном, за помощью обращаются пациенты с уже сформировавшейся патологией, осложнениями одонтогенного характера, требующие серьезного лечения и длительного периода реабилитации. По мнению врачей, население мало информировано об эффективных методах профилактики, элементарных норм и требований гигиены полости рта.

Однако сами врачи согласились, что реальной работы по санитарному просвещению населения не проводится, основной принцип профилактической медицины не соблюдается. Причины назывались разные: отсутствие материального стимулирования и загруженность врачей, отсутствие необходимого специалиста – гигиениста в каждой поликлинике.

Факторами, влияющими на мотивацию обращения за стоматологической помощью, по мнению врачей чаще всего являются (по мере убывания):

  • страх (или ожидание боли) перед стоматологическим вмешательством;
  • недооценка пациентом серьезности патологии;
  • недостаточный санитарный и культурный уровень пациента;
  • материальные затраты, связанные с лечением;
  • отсутствие диспансерного наблюдения и обязательных медицинских осмотров различных групп населения, особенно «в группах риска» (дети, подростки, пожилые пациенты, работники вредных производств).

Абсолютно все участники фокус–группы отметили, что в практике каждого врача довольно часто встречаются «трудные» и неисполнительные пациенты. При этом респондентами отмечалось, что риск возникновения различного рода осложнений заболеваний, а также в связи с этим развитие конфликтов, как правило, наблюдается у некомплаентных пациентов.

Когда врачей попросили отметить, опираясь на свой опыт, факторы и степень их влияния на уровень комплаентности? Мнения разделились: большинство врачей-стоматологов напрямую связывали некомплаентное поведение пациентов с их безответственным отношением к своему здоровью. Но прозвучали и другие причины, а именно недостаточная и не убедительная информация о состоянии здоровья пациента, которую должен предоставить врач, некачественное лечение (ошибки, дефекты), отсутствие желания, а главное опыта по установлению психологического контакта с больным. Большинство врачей склонно играть ведущую роль при лечении пациента, независимо от пола, возраста и стажа работы. В ходе дискуссии прослеживается установка на то, что пациент должен неукоснительно выполнять предписания врача. Врачи считает непременным условием выздоровления больного полное его подчинение врачу, так как не могут судить правильно о болезни. Кроме того, выяснилось, что врачи не хотят иметь дело с компетентными пациентами, а предпочитают тех, кто полностью доверяет врачу.

Независимо от того, какой модели взаимоотношений врачи придерживаются, от предоставления информации больному они не освобождаются. Однако какую цель они при этом преследуют? Все участники группы, предоставляя необходимую информацию, прежде всего, мотивируют пациента на необходимое лечение, стараясь при этом избежать конфликтных ситуаций в случае возможных осложнений, как в процессе лечения, так и в процессе оплаты за предоставленные услуги. Врачи, которые выбрали для себя патерналистскую модель взаимоотношения с пациентом, считают, что больной не обладает необходимыми знаниями в вопросах диагностики и лечения стоматологической патологии. Поэтому пациент должен получить только ту информацию, которая будет помогать врачу выполнять его профессиональные обязанности. Высказывались мнения и о том, что информирование пациента позволяет разделить ответственность за лечение в определенной доле между врачом и пациентом. Врач не может полностью гарантировать успех лечения, если больной не выполняет назначения и рекомендации в полном объеме. Достоверная и исчерпывающая информация, полученная от лечащего врача, укрепляет практику посещения одного врача. Так как больной будет уверен в соблюдении и уважении его прав.

Таким образом, высказывания врачей–стоматологов свидетельствуют о том, что проблема комплаентного поведения пациентов существует, и факторов ее определяющих много. Одной из главных причин отказа от лечения и несоблюдения его режима является низкий уровень медицинской культуры населения. Несостоятельность профилактических мероприятий, а скорее полное их отсутствие усугубляет проблему ответственного отношения пациентов к своему здоровью. Профилактическая работа в стоматологии стала делом личной инициативы врача. Этот факт еще раз подтверждается в ходе беседы с врачами. Отсутствие единых стандартов по информированию пациентов (объема, формы) не формирует у пациента осознание ответственности за лечение, а в основном является способом предупреждения конфликтов материального характера.

Литература.

1. Brock, D.W (1987) “Informed consent”, in Van De Veer& T. Regan (eds.), Health care ethics: an introduction, Temple University Press, Philadelphia, pp. 98-126.

2. Wear S. (1993). Informed consent: patient autonomy and physician beneficence within clinical medicine. Kluwer Academic Publishers. Dordrecht .

3. Kimsma, G.K.(1993). “Informed Consent”, in R.J.M.Dillman, E.van Leeuwen& G.K.Kimsma (eds.), Ethiek in de medische praktijk, Bunge, Utrecht.

 

комплаентность, мотивация пациента

Актуальные вопросы современной стоматологии: Материалы конференции, посвященной 75-летию Волгоградского государственного медицинского университета, 45-летию кафедры терапевтической стоматологии и 40-летию кафедры ортопедической стоматологии / Под общ. ред. акад. В.И. Петрова. – Волгоград: ООО «Бланк», 2010. – 248 с.: илл. – Том № 67.

  • Нравится
К прочтению Влияние изменений в режиме труда, отдыха и питания зарубежных студентов, обучающихся в г. Волгограде Основные лечебно-профилактические мероприятия при диспансеризации студентов Новое о гирудотерапии Обоснование применения бактериологического исследования при планировании лечения пациентов с заболеваниями пародонта Варианты применения цемента PROROOT MTA в терапевтической стоматологии  

Закажи консультацию стоматологов бесплатно