Консультация специалистов
vstom.ru
остались вопросы? давайте мы вам перезвоним!
Главная -> Медицина -> Формирование у детей раннего возраста позитивного отношения к посещению стоматолога

Формирование у детей раннего возраста позитивного отношения к посещению стоматолога

Формирование у детей раннего возраста позитивного отношения к посещению стоматолога

   г. Волгоград. Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра стоматологии детского возраста

 

Одной из проблем современной стоматологии является стоматофобия, уровень которой остается стабильным среди различных групп населения, несмотря на технический прогресс, пополнивший арсенал врача высокоскоростными бормашинами и сильнодействующими анестетиками. Наиболее ярко проявляется страх у детей раннего возраста. Плач, крики, отказ ребенка от лечения не позволяют стоматологу произвести необходимые мероприятия в полном объеме. Поэтому важно с раннего возраста сформировать у ребенка положительный образ врача, убедить его в необходимости и безопасности посещения стоматолога. Опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями позволил нам предложить специальную немедикаментозную программу предупреждения формирования стоматофобии у детей раннего возраста.

Программа «Шаг за шагом» включает следующие компоненты:

1) знакомство родителей детей с приемами подготовки малыша к первому стоматологическому осмотру, задача – научить малыша, по просьбе мамы и любого другого человека, широко открывать рот и показывать свои зубки; перечень подготовительных приемов многообразен: показывать ребенку зубы у игрушек, домашних животных, других детей и взрослых; рассматривать картинки с изображениями врачей в белых халатах, улыбающихся персонажей сказок, рассказывать истории, читать стихи о здоровых и красивых зубках, рисовать доктора, который осматривает зубы детей, учить малыша открывать рот перед зеркалом, демонстрировать всем свои зубки и т.п.

2) психологическая подготовка родителей к первому осмотру ребенка стоматологом, задача – создание позитивного отношения мамы к первому стоматологическому обследованию ребенка; необходимо убедить маму в том, что от неё должно исходить спокойствие и уверенность, которые будут передаваться ребенку на подсознательном уровне; родителей заранее информируют о безопасности стоматологического осмотра для ребенка (безинструментальное обследование, использование стерильных перчаток, защитных масок и т.д.) и о том, что в первое посещение не будут проводиться никакие другие манипуляции;

3) создание в стоматологическом кабинете комфортной обстановки для родителей и ребенка, задача – после первого посещения стоматолога у ребенка и его родителей должны остаться хорошие воспоминания; внимательный доброжелательный персонал, яркие плакаты, игрушки, большие окна с интересным видом за ними, мелодичная музыка или звук работающего фонтана – все это поможет в выполнении задачи;

4) определение степени риска развития стоматофобии у ребенка, задача – с  помощью шкал оценки поведения (Франкл, Мохамад и др.) и выявленных стоматологических проблем спрогнозировать вероятность формирования стоматофобии у ребенка; детей с низким уровнем риска развития страха стоматологического лечения назначают на следующее посещение для проведения необходимого лечебно-профилактического комплекса, родителям детей со средним и высоким уровнями риска развития стоматофобии предлагают выполнить различные домашние задания;

5) выполнение родителями домашних заданий, подобранных с учетом стиля семейного воспитания ребенка; задача – освоение ребенком роли пациента стоматологической клиники в процессе игрового моделировании ситуаций профилактики и лечения зубов, арт-терапии и других технологий;

6) детям с высоким уровнем риска стоматофобии дополнительно назначают аппликационные методы профилактики кариеса, выполняемые родителями в домашних условиях, что позволяет ребенку постепенно привыкнуть к внутриротовым манипуляциям;

7) выработка алгоритма и проведение лечебно-профилактической программы для ребенка, задача – успешное завершение программы; мы рекомендуем начинать с неинвазивных процедур (профессиональная гигиена, герметизация фиссур и ямок зубов, глубокое фторирование и др.), затем проводить минимально инвазивные процедуры (препарирование кариозных полостей с помощью химико-механического метода, технологии атравматичного реставрационного лечения и др.), далее – традиционное лечение с применением бормашины, в последнюю очередь – лечение осложнений кариеса и удаление зубов, обеспечивая полную безболезненность всех манипуляций путем применения современных видов анестезии; использование методик «говори-показывай-делай», аудиовизуального отвлечения и др. помогают успешному проведению программы;

8) реструктуризация памяти ребенка, задача –  выработка позитивного отношения к посещению стоматолога, замещение возможных неприятных воспоминаний о лечении воспоминаниями о похвалах и подарках, полученных от врача;

9) повышение комплаентности родителей, задача – выполнение профилактических рекомендаций в домашних условиях, своевременное повторное посещение ребенком врача;

10) поддержание у ребенка позитивного отношения к стоматологу в периоды между повторными посещениями, задача родителей – сохранение у ребенка положительных воспоминаний и выработка мотивации к посещению врача и проведению стоматологических процедур; памятки, содержащие основные рекомендации врача, общение врача с родителями ребенка по телефону помогают в выполнении последних двух задач.

Применение разработанной программы позволит выработать у детей раннего возраста позитивное отношение к посещению стоматолога, предупредить формирование стоматофобии и повысить эффективность стоматологической диспансеризации.

Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии: сборник научных трудов Волгоградского государственного медицинского университета.- Волгоград: ООО «Бланк», 2009.- 432 с.: илл. – Том № 66.

 

  • Нравится
К прочтению Эффективность лечения пульпита в несформированных молочных резцах у детей Оказание стоматологической помощи детскому населению Советского района Волгограда Профилактика ВИЧ-инфицирования на стоматологическом приеме детей Исследование нервно-психического состояния детей с врожденной патологией лица и их родителей Анамнез возникновения первого рецидива герпетического стоматита у детей  

Закажи консультацию стоматологов бесплатно